ФЕНОМЕН ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПРАКТИКАХ

Авторы

  • Дарья Александровна Куликова Автор

Ключевые слова:

государственная политика, дополнительное образование, система образования, организационная модель, страны зарубежья, практики реализации, сравнение систем, образовательная политика

Аннотация

Статья направлена на исследование систем функционирования дополнительного образования в России и за рубежом. Развитие государственной политики в области дополнительного образования, а также повышение академических успехов учеников и всестороннее развитие предметных и социальных навыков детей, занимающихся своим образованием вне школы, служит для нас причиной появления исследовательского интереса к изучению систем дополнительного образования детей не только в отечественной системе образования, но и странах зарубежья в целях сравнения подходов и процессов, которые сопровождают феномен дополнительного образования детей. Представлен анализ нормативно-правовых документов по организации и развитию системы дополнительного образования на государственном уровне. Проанализированы сайты образовательных организаций Германии, США, Швеции, Китая и Сингапура. В работе отражены теоретические аспекты понятия «дополнительное образование» и определено понятие «организационная модель дополнительного образования» в зарубежных практиках. Проанализированы практики реализации дополнительного образования в зарубежных образовательных организациях, процедуры стандартизации образования и институциональное устройство дополнительного образования, которое часто определяется принципами территориального устройства страны. Представлены результаты анализа требований к педагогам дополнительного образования, доступности обучения для малоимущих семей и инвалидов, возможности выдачи государственных стипендий на дополнительное образование, а также равного доступа к образованию для детей и молодежи.

Библиографические ссылки

Нормативно-правовые документы:

Распоряжение Правительства РФ "О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года" от 17.11.2008 № 1662-р // Официальный сайт "Правительство России". - 2008 г. - с изм. и допол. в ред. от 28.09.2018.

Паспорт национального проекта "«Образование» 2019-2024 гг." По итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16 // Официальный сайт "Правительство России". - 2018

Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11 // Официальный сайт "Правительство России". - 2016

Перечень поручений Президента по итогам заседания наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» от 27 .05.2015 г. № Пр-1205 // Официальный сайт "Правительство России". - 2015

Перечень поручений по итогам встречи Президента с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству от 1.09.2015 г. № Пр-1921 // Официальный сайт "Правительство России". - 2015

Перечень поручений Президента по итогам заседания президиума Государственного совета РФ от 25.11.2015 г. № Пр-2654ГС // Официальный сайт "Правительство России". - 2015

Постановление Правительства РФ "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования» от 26.12.2017 №1642 // Официальный сайт "Правительство России". - 2017 г. - с изм. и допол. в ред. от 07.10.2021.

Постановление "О Межбюджетных трансфертах на создание детских технопарков «Кванториум»" от 28.04.2018 № 823-р // Официальный сайт "Правительство России". - 2018

Приказ Министерства просвещения российской федерации «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» от 3.09.2019 года №467 // Официальный сайт "Правительство России". - 2019 г. - с изм. и допол. в ред. от 02.02.2021.

Распоряжение министерства Просвещения РФ «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» от 1.03.2019 года №Р-27 // Официальный сайт "Правительство России". - 2019 г.

Распоряжение Минпросвещения России "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум" на базе общеобразовательных организаций" от 12.01.2021 №Р-4 // Официальный сайт "Правительство России". - 2021 г.

Распоряжение Правительства РФ N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» от 31.03.2022 г. // Официальный сайт "Правительство России". - 2022 г.

Сводные статистические отчеты по дополнительному образованию детей за 2013 год от 20.02.2014 // Банк документов. Министерство просвещения РФ. – 2019

Сведения по форме федерального статистического наблюдения № 1-ДО (сводная) "Сведения об учреждениях дополнительного образования детей» за 2021 год" от 20.02.2022 // Банк документов. Министерство просвещения РФ. - 2022

Иные русскоязычные источники:

Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. - 1997. - № 9. - С. 3-9. (2)

Голованов В.П. Ретроспектива становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2013

Доклад экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia

о навыках, которые понадобятся человеку в будущем // Агентство развития навыков и профессий [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://worldskills.ru/assets/docs/media/WSdoklad_12_okt_rus.pdf (дата обращения: 04.12.2022).

Дополнительное образование детей в России: единое

и многообразное [Текст] / С. Г. Косарецкий, М. Е. Гошин, А. А. Беликов и др; под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 277

Заир-Бек Е.С. Проекты развития сетей образования в Германии

и Франции // Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) «Эмиссия.Оффлайн». Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2012/1883.htm (дата обращения: 15.09.2022).

Кириенко Е. А. Современное дополнительное (внешкольное) образование в КНР – результат эффективной политики реформ // Ученые записки ЗабГУ. 2016. Т. 11, No 5. С. 28–31. (Сер. Педагогические науки). DOI: 10.21209/2542-0089-2016-11-5-28-31.

Козунов Е. «Три жемчужины китайского образования» // Электронный ресурс EdExpert. Режим доступа: https://edexpert.ru/china_edtech (дата обращения: 28.08.2022)

Российское образование: достижения, вызовы, перспективы: серия коллективных монографий / науч. ред., Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019

Куприянов, Б.В. Новейшая история дополнительного образования. 1992-2018 годы // Информационно-методический журнал «Про-ДОД» 2018 (5)

Лебедев Ю. Д. Дополнительное образование: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 204 с. (3)

Машинистова, Н. В. История становления дополнительного образования детей в России / Н. В. Машинистова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 38-42. (4)

Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования: в 2 т. М.; Пг., 1923.

Молоков Д.С. Зарубежный опыт предоставления услуг в сфере дополнительного образования детей // Ярославский педагогический вестник Электронный ресурс Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-predostavleniya-uslug-v-sfere-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey/viewer (дата обращения: 28.08.2022).

Насырова, Е. И. Проблемы государственного образования в США / Е. И. Насырова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 295-297. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86630/

Научное издание «Современная аналитика образования» № 9(17) дополнительное образование детей за рубежом: понимание, политика, регулирование Редактор: И. Гумерова, 2017

Образование в цифрах: 2020: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина, Н. Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2020.

Писарева Л.И. Управление образованием в Германии: традиции

и инновации // Проблемы современного образования – 2012

Развитие образования в европейских странах в условиях глобализации и интеграционных процессов: – Москва: Институт эффективных технологий, 2013. – 466 с.

Стрижаков П.В. Дополнительное образование сегодня // Дополнительное образование – 2016 -No4.

Щетинина Н.П. Воспитательные приоритеты отечественного образования в XX-XXI веке // Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/e-learning/Shetinina_History/20.htm

Expro [Электронный ресурс]: Все о новой реформе образования

в Китае. Режим доступа: https://chinaexpro.ru/blog/vse-o-novoy-reforme-obrazovaniya-v-kitae/

Нормативно-правовые документы зарубежных стран:

Доклад Государственного совета "О создании учительской бригады и реализации Закона об учителях" от 21.10.2021. Принят на 31-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва 21 октября 2021 г // Официальный сайт правительства КНР. - 2021

Закон «О дальнейшей снижении нагрузки на студенческую работу и внешкольную подготовку на этапе обязательного образования в Китае» от 21.05.2021 г. // Официальный сайт правительства КНР [Электронный ресурс] – 2021. Режим доступа: http://www.gov.cn/xinwen/2021-05/21/content_5610228.html (дата обращения: 20.06.2022)

Кодекс социального права Германии (Sozialgesetzbuch, SGB)

Модель интеграции общего и дополнительного образования —Bildungslandschaften. Warum das Thema wichtig ist // Deutsche Kinderund Jugendstiftung [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.dkjs.de/themen/bildungslandschaften (дата обращения: 20.06.2022)

Национальная стратегия в области творческих школ

и дополнительного образования «Kommittédirektiv» // Regeringskansliet [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.regeringen.se/rattsliga-dokument/kommittedirektiv (дата обращения: 13.05.2022)

Основной закон Федеративной Республики Германии от 23.05.1949 // 1000 ключевых документов по германской истории в 20 веке [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.1000dokumente.de/?c=dokument_de&dokument=0014_gru&l=ru&object=translation (дата обращения: 15.06.2022).

План реализации построения правительства, управляемого законом (2021–2025 годы)/ http://www.xinhuanet.com/2021-08/11/c_1127752490.html (дата обращения: 15.06.2022).

A Holistic Education for Secondary School Students — LEAPS 2:0: Электронный ресурс – Режим доступа: https://www.moe.gov.sg/docs/default-source/document/education/programmes/co-curricular-activities/leaps-2.pdf (дата обращения: 15.06.2022).

Creating equal opportunities for children and youth with disabilities to participate in physical education and extracurricular athletics: Электронный ресурс – Режим доступа: https://www2.ed.gov/policy/speced/guid/idea/equal-pe.pdf (дата обращения: 15.06.2022).

Samling för skolan Nationell strategi för kunskap och likvärdighet: Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.regeringen (дата обращения: 15.06.2022).

SEND code of practice: 0 to 25 years: Электронный ресурс – Режим доступа: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/398815/SEND_Code_of_Practice_January_2015.pdf (дата обращения: 15.06.2022).

Svensk författningssamling Skollag: Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.riksdagen.se/sv/dokument-lagar/dokument/svensk-forfattningssamling/skollag-2010800_sfs-2010-800#K14 (дата обращения: 15.06.2022).

The Afterschool for America’s Children Act// Аfterschoolalliance Электронный ресурс  – Режим доступа: http://www.afterschoolalliance.org/A4ACBill-OnePager6-24.pdf (дата обращения: 15.06.2022).

What Teachers Should Know and Be Able to Do // National Board for Professional Teaching Standards. Электронный ресурс  – Режим доступа: http://www.nbpts.org (дата обращения: 15.06.2022).

Иные источники на иностранных языках

Equal access to Extracurricular activities for students with disabilities: Электронный ресурс Режим доступа: http://www.disability-rightsca.org/pubs/CM4501.pdf (дата обращения: 15.06.2022).

Kane, T.J. (2004). The impact of after-school programs: Interpreting the results of four recent evaluations. Working paper. New York, NY: W.T. Grant Foundation.

Quality Standards for Young People’s Information, Advice and Guidance: Электронный ресурс Режим доступа http://dera.ioe.ac.uk/8156/7/Standards_Redacted.pdf (дата обращения: 15.06.2022).

Schools at the Crossroads of Innovation in Cities and Regions Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.oecd-ilibrary.org/ education/schools-at-the-crossroads-of-innovation-in-cities-and-regions_9789264282766 (дата обращения: 15.06.2022).

Statutory Guidance for Local Authorities on Services and Activities to Improve Young People’s Well-being: Электронный ресурс - Режим доступа: https://www.dorsetforyou.gov.uk/media/210074/DfE-Statutory-Guidancefor-LAs-on-services-and-activities-to-improve-young-peoples-wellbeing/pdf/DfE__Statutory_Guidance_for_LAs_on_services_and_activities_to_improve_young_peoples_wellbeing.Pdf (дата обращения: 15.06.2022).

Tebes, J. K., Feinn, R., Vanderploeg, J. J., Chinman, M. J., Shepard, J., Brabham, T., et al. (2007). Impact of a positive youth development program in urban after-school settings on the prevention of adolescent substance use. Journal of Adolescent Health, 41(3), 239–247.

The Impact of Poverty on Participation in Extracurricular Activities: Электронный ресурс - Режим доступа: https://mdsoar.org/bitstream/handle/11603/3087/BurkhardtRandi_paper.pdf?sequence=1

The Swedish National Agency for Education: Электронный ресурс -Режим доступа: https://www.skolverket.se/om-skolverket/an-dra-sprak/in-english/the-swedish-national-agency-for-education-1.61968 (дата обращения: 15.06.2022).

Deutscher Bundesjugendring Referat für Jugendbeteiligung Электронный ресурс - Режим доступа: https://mitwirkung.dbjr.de/mitmachen/article/show/kid/4/aid/136#:~:text=AU%C3%9FERSCHULISCHE%20BILDUNG%E2%80%A6&text=Sie%20findet%20in%20der%20Regel,und%20in%20vielen%20weiteren%20Zusammenh%C3%A4ngen. (дата обращения: 15.06.2022).

Загрузки

Опубликован

10.01.2024

Выпуск

Раздел

Педагогика

Как цитировать

ФЕНОМЕН ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПРАКТИКАХ. (2024). Научное познание. Серия «Психология, Социология, Педагогика», 1, 4. https://h-sciences.ru/index.php/journal/article/view/7