САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФИЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Ключевые слова:
профильное направление, профориентация, непрерывное образование, обучающиеся средней школы, профилизацияАннотация
В современной педагогической повестке остро стоит вопрос реализации профориентационного минимума и организации непрерывности образования. Многие школы вводят профилизацию на уровне средней школы. Открытым остается вопрос готовности младших подростков к профессиональному самоопределению. Анализ вопросов самостоятельности в рамках социально когнитивной теории доказывает, что обучающиеся на уровне среднего общего образования должны обладать солидным количеством компетенций и навыков, багажом знаний в области профориентации, чтобы можно было сделать утверждение о способности выступать в роли субъекта выбора профессионального направления. Целью статьи является исследование самостоятельности обучающегося в процессе формирования решения о выборе профильного направления. Задачами исследования стали: изучение опыта внедрения профильного образования и анализ актуальных методических рекомендаций по реализации профориентации; изучение теоретических аспектов самостоятельности и эмпирических подходов к её самостоятельности у подростков; исследование случаев проявления самостоятельности в процессе принятия решения о выборе профильного направления методом полуструктурированного интервью; анализ результатов исследования с применением индуктивного и дедуктивного подходов; приведение методических рекомендаций для повышения самостоятельности обучающихся как субъектов выбора профильного направления. В целях исследования было проведено 27 полуструктурированных интервью с учащимися 6-8 классов. Анализ транскриптов интервью показал, что самостоятельность и осознанность при выборе профильного направления достигает удовлетворительного уровня только к 8-му классу, из чего можно сделать вывод, что оптимальным возрастом для осуществления выбора профильного направления является старший подростковый возраст.
Библиографические ссылки
Нормативно-правовые акты
Распоряжение Правительства Российской Федерации «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 N 1662-р (в последней редакции от 28.09.2018 N 1551)
Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» от 07 февраля 2011 г. N 61 (в последней редакции от 25.12.2015 N 1438)
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (в последней редакции от 25.12.2023 N 635-ФЗ)
Приказ Минобразования России «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» от 18 июля 2002 г. N 2783 (в редакции от 18.02.2002 N 2783)
Приказ "Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 годы" от 5 декабря 2013 (в редакции от 05.12.2013 N 01/4591)
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ (принят ГД РФ 21.12.2012) (в последней редакции от 25.12.2023 N 685-ФЗ)
Приказ Минобразования РФ «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» от 18 июля 2002 г. N 2783 (в редакции от 18.07.2002 N 2783)
Учебные пособия
Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. и др. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников: книга для учителя и социального педагога. М., 2004 – С. –112
Дьюи Д., Демократия и образование / Пер. с англ. – М.: Педагогика-пресс, 2000. – 382 с.
Коллингс Е., Опыт работы американской школы по методу проектов. / Под редакцией А.У. Зеленко – М., 1926. – с. 286
Сумнительный К. Е., Западноевропейские педагогические системы: теоретическое осмысление и практика применения в отечественном образовании второй половины ХХ века / К. Е. Сумнительный – М. : Академия, 2008. – 154 с.
Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. - Москва : Педагогика, 1981. - 200 с. : ил.;
Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пособ. / С.Н. Чистякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.
Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология. Психология развития: учебник [Электронный ресурс]/ Л. Ц. Кагермазова. – Нальчик: ДПО КБГУ – Режим доступа:http://avkrasn.ru/article-1435.html
Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. – 2016. – № 8. – С. 10-16.
Сорокин П. С., Корешникова Ю. Н., Афанасьева И. А., Исаева О. М., Савинова С. Ю., Шубнякова Н. Г., Платонова Ю. А., Назаров М. Г., Феодосиади Н. В., Зобнина М. Р., Омельченко Е. Л., Крупец Я. Н., Нартова Н. А., Бордунос А. К., Карпинская Э. О., Широкова Г. В. Самостоятельность и проактивное поведение / Рук.: П. С. Сорокин; отв. ред.: П. С. Сорокин; под общ. ред.: П. С. Сорокин; науч. ред.: П. С. Сорокин. Т. 2: Глобальный ландшафт исследований и перспективных разработок в области укрепления человека. М. : Электронное издательство «Эгитас», 2022.
Толстова О. С. «Консультативный метод» в образовании: теория и практика за рубежом // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konsultativnyy-metod-v-obrazovanii-teoriya-i-praktika-za-rubezhom (дата обращения: 22.09.2023).
Степанова М. А. П. Я. Гальперин и современная психология // Школьный психолог. 2003. № 1.
Pintrich P. (2000). The role of goal orientation in self-regulated learning. In: Boekaerts M., Pintrich P., Zeidner M. (eds.). Handbook of Sel-Fregulation. San Diego, CA, Academic Publ., pp. 452-502. https://doi.org/10.1016/B978-012109890-2/50043-3
Schunk D.H. (2012). Learning Theories: An Educational Perspective. Boston, Pearson Education Publ., 574 p. Available at: https://www.researchgate.net/file.PostFileLoader.html?id=53ad2847cf57d75c068b45c5&as-setKey=AS%3A273549456019456%401442230680395
Allport G.W. Personality: A psychological interpretation. N.Y.: Holt, 1937. P. 48.
Кузнецов К.Г., Кувшинова О.Л. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. №1 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-gotovnosti-shkolnikov-k-professionalnomu-samoopredeleniyu (дата обращения: 29.09.2023).
Schlosser, Markus (2015). Agency. Stanford Encyclopedia of Philosophy.
Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Изд-во «Языки русской культуры», 1999. 896 с.
Прокошенкова Людмила Петровна, Гецкина Инна Борисовна Дискурсивный анализ и его роль в современной лингвистике // Вестник ЧГУ. 2006. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskursivnyy-analiz-i-ego-rol-v-sovremennoy-lingvistike (дата обращения: 10.05.2024).
Агентность и семейные образовательные стратегии: между сильной школой и свободой анскулинга : информационный бюллетень / М. С. Добрякова, О. В. Юрченко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2023. – 60 с.
Источник: https://www.fnisc.ru/publ.html?id=12074&type=publ
Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с
Психология развития личности : Монография / В. Е. Михайличенко – Х. : НТУ «ХПИ», 2015. – 388 с.
Стоянова И.Я., Добрянская Д.В. -, «Когнитивно-поведенческая психология (ТМЦДО, 199с)» 2002
Ричард Райн и Эдвард Деси Исследователь/Researcher • 3/2020 11 Обухов Алексей Сергеевич «Видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий»
Периодические издания
Яковлев Б.П., Гейнц Л.В. Сущность и задачи профильного обучения и предпрофильной подготовки в современной системе образования // Современные наукоемкие технологии, 2008. № 6. С. 86-88
Колесникова И.А. Природа гуманитарного знания и его миссия в современном обществе перспективы / И.А. Колесникова // Социальногуманитарные знания, 2001. №3. С. 33-46
Трубина Галина Филипповна Общие подходы к предпрофильной социально ориентированной подготовке в средней общеобразовательной школе // Педагогическое образование в России. 2014. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-podhody-k-predprofilnoy-sotsialno-orientirovannoy-podgotovke-v-sredney-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 22.09.2023).
Родичев Н. Ф., Чистякова С. Н. Формирование профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования / Н.Ф. Родичев, С.Н. Чистякова // Педагогика, 2012. № 9. С. 16–24
Волкова Е.Е. Методические предпосылки профильного обучения в истории развития российской школы / Е.Е. Волкова // Вестник ВятГУ. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-predposylki-profilnogo-obucheniya-v-istorii-razvitiya-rossiyskoy-shkoly (дата обращения: 21.09.2023).
Ермолина Елизавета Алексеевна АГЕНТНОСТЬ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР УЧАЩИХСЯ: КЕЙС ЧАСТНОЙ ГИМНАЗИИ Г. ЯРОСЛАВЛЯ // Исследователь/Researcher. 2020. №3 (31).URL:https://cyberleninka.ru/article/n/agentnost-i-obrazovatelnyy-vybor-uchaschihsya-keys-chastnoy-gimnazii-g-yaroslavlya (дата обращения: 30.09.2023).
Прокофьева М.Ю., Развитие идеи индивидуализации и дифференциации обучения в зарубежных странах / М.Ю. Прокофьева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2013. № 1. С. 100-112 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-idei-individualizatsii-i-differentsiatsii-obucheniya-v-zarubezhnyh-stranah (дата обращения: 22.09.2023)
Ильина С. П., Циммерман Н. В., Развитие идеи индивидуализации и дифференциации обучения в зарубежных странах / Человек и Образование – М.: 2020. №4. С. 57-62 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-idei-individualizatsii-obrazovaniya-kak-istoricheskaya-predposylka-personifitsirovannogo-obucheniya (дата обращения: 22.09.2023).
Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф.Профессиональная ориентация: система и новые рубежи // Профессиональное образование. Столица. 2012. № 12. С. 20–24.
Kilpatric W.H. The Project Method//Teachers College Record.-1918.-19 September/- P.319-334.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Юлия Алексеевна Ильина (Автор)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы сохраняют права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0). Лицензия позволяет другим копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, адаптировать (делать ремиксы, видоизменять и создавать новое, опираясь на этот материал) для любых целей, включая коммерческие, с указанием ссылки на первичную публикацию и тип лицензии, по которой распространяется работа.