МИКРОДИНАМИКА «Я В ЗЕРКАЛЕ» ПРИ ВОСПРИЯТИИ СЕБЯ В КОНТЕКСТЕ ЗНАЧИМЫХ ДРУГИХ

Авторы

  • Екатерина Михайловна Чистохвалова Автор

Аннотация

Основная цель работы заключается в изучении того, как восприятие себя в зеркале и актуализация значимого Другого влияют на формирование самообраза личности. Представлен теоретический анализ понятий «образ Я» и «Я-концепция», а также раскрывается роль значимого Другого в контексте российской и зарубежной литературы. Автор выделяет ключевые критерии и особенности, связанные с восприятием себя через призму других людей, и рассматривает феномен зеркала как механизм отраженности. Описано эмпирическое исследование, направленное на изучение изменений образа Я в зависимости от присутствия или отсутствия взгляда Другого. Исследование включает в себя детальное описание выборки, задач и методов, а также сравнительный анализ полученных результатов. В ходе анализа были выявлены статистически значимые различия в восприятии образа Я, а также установлена взаимосвязь между эго-состоянием и типом отношений с Другим. Подтверждается выдвинутая гипотеза о том, что восприятие себя в зеркале и актуализация воображаемого Другого существенно изменяют образ Я личности.

Библиографические ссылки

Айламазьян А.М. Движение и становление личности. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 73-84.

Акрамова Д. Публия Овидия Назон, Метаморфозы// Актуальное в филологии. – 2021. – Т. 6 – №.6.

Альбедиль М. Ф. Зеркало традиций: человек в духовных традициях Востока //СПБ.: Азбука-классика, Петербургское востоковедение. – 2003.

Ананьев Б.Г. Избранные психологически труды. Т. 2. / Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1980.

Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема отношения автора к герою—Москва. – 1979. – С. 7-180.

Берн Э. Люди, которые играют в игры. Люди, которые играют в игры. – М.: Бомбора, 2008.

Бернс Р. Развитие Я. концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – С. 422.

Блохина Т. С. Соотношение понятий" Я-концепция" и" образ я" //Акмеология. – 2017. – №. 3 (63). – С. 23-28.

Блюм Д. Психоаналитические теории личности. – М.: Академический проект, 2009.

Богданова В. О. Образ «Я». Конструктивистский подход //Философская мысль. – 2016. – №. 4. – С. 89-100.

Богуславская С. М. Диалог в трудах М. М. Бахтина // Вестник ОГУ. -2011. №7 (126). С.17-23.

Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. – Изд-во Ленингр. ун-та, 1965.

Божович Л. И. О культурно-исторической концепции ЛС Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности //Проблемы формирования личности. – 1995. – С. 108-116.

Ванеян С. С. От Эго-теории к Жаку Лакану: переходный объект и стадия зеркала //Современная терапия в психиатрии и неврологии. – 2015. – №. 2. – С. 37-46.

Винникотт Д. Игра и реальность// М.: Институт общегуманитарных исследований. – 2002. – Т. 288.

Выготский Л. С. (1982) Проблема сознания // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика. С. 156–167.

Джемс У. Психология /Под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - 368с.

Дуплинская Ю.М. 2012. «Метаморфозы зеркала» в сравнительной феноменологии очищенного ума // Известия Саратовского университета. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2. 10-14.

Евченко Н. А. Отражение субъекта в Другом Я как источник развития личности // Молодой ученый. 2011. № 2 (25). Т. 2. С. 48-52.

Жильцова О. А., Самоненко Ю. А. Трансактный анализ Э. Берна: новое прочтение //Мир психологии. – 2016. – №. 4. – С. 256-261.

Залесский Г.Е. Психология мировоззрений и убеждений личности. — М.: МГУ, 1994.

Исаева А. Н. Знаемое и незнаемое "Я" в значимой жизненной ситуации // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2013. Т. 74. № 2. С. 85-96.

Исаева А.Н., Старовойтенко Е.Б. Метод кино-кейсов в преподавании современной психологии. // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2016. Т. 88. № 4. С. 177-189.

Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г Краткий психологический словарь. — М.: Издательство политической литературы, 1998. С. 494.

Кон И.С. Открытие "Я". - М.: Политиздат,1989. - 44с.

Кон И. С. Проблема «Я» в психологии //Психология самосознания. Самара. – 2000. – №. 9.

Кондратьев М.Ю. «Значимый другой»: слагаемые межличностной значимости // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 2. С.17-28.

Кошелева Ю. П. Значимые отношения: значимый другой или близкий человек? //Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2015. – №. 8 (719). – С. 105-113.

Кроник А. А., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. – М.: Мысль, 1989.

Липская О. Г. Дж. Г. Мид о соотношении «я» и общества // Материалы XXII Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». — Екатеринбург: УрФУ, 2019. — С. 111-118.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986

Лихачева Э.В. Огнев, А.С., Возможности использования айтрекинга для инструментальной диагностики субъектных характеристик личности//Международный журнал фундаментальных и прикладных исследований. 2015. №8.. С. 176-180

Лобанова Е. С. и др. Возможности применения образа зеркала в методе визуализации. – 2017.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Директ-Медиа, 2008.

Лэйнг Р. Д. Я» и Другие //М.: Независимая фирма «Класс. – 2002.

Мазур Е. Ю. Идентичность: сознание, самосознание, образ я. – 2010.

Марцинковская Т. Д. " Образ Я" в современном мире: константы и трансформации //Мир психологии. – 2009. – №. 4. – С. 142-149.

Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. - Пермь: ПГПИ, 1990. - 108с.

Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. №5, 1957. С. 142-155.

Наследов Д.А., Математические методы психологического исследования, Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. –СПб.: Речь, 2004. -392 с.

Норбу Ч. Н. Драгоценное зеркало древней истории Шанг-Шунга и Тибета //М.: Шечен/Ганга. – 2008. – Т. 320.

Ольшанский В. Б. Психология – практикам, учителям, родителям и руководителям. – М., 1996. – С. 160–161.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 287 с.

Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого// Вопросы психологии. 1991. №1. С. 7-18

Петровский В.А. Метасловарь транзактного анализа/ Берн Э. Транзактный анализ в психотерапии. М.: Академический проект. 2001: С.7-28.

Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. 1985. №4. С. 17-30.

Пришвин М. М. Дорога к другу: Дневник. – Л.: Дет. лит., 1982. – 175 с.

Раева Д. А., Черемисова И. В. " экологичный образ-я" личности: теоретическое понимани и практическое исследование //Мир науки, культуры, образования. – 2017. – №. 4 (65). – С. 209-212.

Раусте фон Врихт М.Л. образ «Я» как подструктура личности Проблемы психологии личности. – М., 1982 .

Рассадина С. А. Самость, тело, Другой: модусы взаимодействия в практиках удовольствия // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. №2. С.166-173.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека; пер. с англ. М.: Изд. Группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - СПб.: Питер, 2012. – 288 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.488 с.

Рягузова Е. В. Содержательная трансформация репрезентации «значимый Другой» в транзитивном обществе //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2020. – Т. 9. – №. 3 (35). – С. 241-248.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. – М.: АСТ, 2020.

Сваровская А.С. Европейская ночь В. Ходасевича " //Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. – 2002. – С. 38-49.

Сикевич З. В. Метод семантического дифференциала в социологическом исследовании (опыт применения) //Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2016. – №. 3. – С. 118-128.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. –М.: Политиздат, 1972. –302 с.

Старовойтенко Е. Б. Отождествление-разотождествление с собой посредством другого: парадокс самотождества Я //Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2021. – Т. 18. – №. 4. – С. 813-836.

Старовойтенко Е.Б. Возможности Я в отношении к другому: герменевтика и рефлексия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 4. С. 121–142.

Старовойтенко Е. Б., Дербенева А. А. Субъектность собеседника в контексте отношения Я-Другой //Мир психологии. – 2015. – №. 3. – С. 148-160.

Столин В. В. Самосознание личности. – М., 1983.

Суворова О. В., Черемисова И. В., Мамонова Е. Б. Привязанность к матери как фактор Я-концепции подростка //Вестник Мининского университета. – 2016. – №. 2 (15). – С. 36.

Уайт М. Карты нарративной практики: введение в нарративную терапию. – М.: Генезис, 2021

Усольцева И. В. " Значимый другой-Ожидаемый другой" как модель воспитательных отношений в семье //Психологические проблемы современной семьи. – 2015. – С. 379-392.

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – 2014.

Харькова Т.П. Образ Я и стратегии поведения личности в трудных жизненных ситуациях: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Краснодар, 2011. — С. 24.

Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии.-М.: Наука,1977.144 с

Шибутани Т. Социальная психология. – М.: Феникс, АСТ, 1999.

Allport G. W. Personality: A psychological interpretation. – 1937.

Bem, D. J. Self-Perception: An Alternative Interpretation of Cognitive Dissonance Phenomena. // Psychological Review, 1967, № 74.

F. Cornell, William Into TA: A Comprehensive Textbook on Transactional Analysis. Routledge, 2016, С. 297

Cox, Mary The Relationship between Ego State Structure and Function: A Diagrammatic Formulation / Журнал Transactional Analysis Journal, 29:1, 49-58, DOI: 10.1177/036215379902900109, 1999

Tilney T. Dictionary of Transactional Analysis. London: Whurr Publ. Ltd., 1998.

Thudor Keith The State of the Ego: Then and Now, Transactional Analysis Journal, 40:3-4, 261-277, 2010 DOI: 10.1177/036215371004000311.

Интернет-ресурсы:

Методика личностного дифференциала [Электронный ресурс]. – URL: https://psytests.org/emvol/prdiff.html — 2020 (дата обращения 14.03.2023) – Текст: электронный

Метод семантического дифференциала [Электронный ресурс]. – URL: https://studfile.net/preview/4224928/page:8/ — 2020 (дата обращения 01.04.2023) – Текст: электронный.

Методика личностного дифференциала [Электронный ресурс]. – URL: https://psytests.org/emvol/prdiff.html — 2017 (дата обращения 01.04.2023) –Текст: электронный.

Семантический дифференциал [Электронный ресурс]. – URL: https://monographies.ru/ru/book/section?id=11015 — 2022 (дата обращения 28.04.2023) – Текст: электронный.

Загрузки

Опубликован

10.01.2024

Выпуск

Раздел

Психология

Как цитировать

МИКРОДИНАМИКА «Я В ЗЕРКАЛЕ» ПРИ ВОСПРИЯТИИ СЕБЯ В КОНТЕКСТЕ ЗНАЧИМЫХ ДРУГИХ. (2024). Научное познание. Серия «Психология, Социология, Педагогика», 1, 1. https://h-sciences.ru/index.php/journal/article/view/2